Государство и Церковь в России Х – XVIII вв

Литература

Абеленцева О. А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви. М.; СПб., 2009.

Алексеев А. И. О складывании поминальной практики на Руси // «Сих же память пребывает вовеки». Материалы междунар. науч. конф. СПб., 1997. С. 5 – 10.

Алексеев А. И.  Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV – начала XVI вв. СПб., 2002.

Алексеев А. И. Роль церкви в создании русского государства. Период централизации. Иван III. 1462–1505. СПб., 2003.

Белякова Е. В.  К  истории  учреждения  автокефалии  русской  церкви  //  Россия  на  путях  централизации. Сб. статей. М., 1982. С. 152 – 156.

Богланов А. П. Московские патриархи. М., 1998. Т. 1, 2.

Борисов  Н. С.  Русская  церковь  в  политической  борьбе  XIV — XV  веков. М., 1986.

Будовниц  И. У.  Монастыри  на  Руси  и  борьба  с  ними  крестьян  в  XIV — XVI  веках  (по  «житиям  святых»).  М.,  1966.

Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903.

Голубинский Е. Е. История русской церкви. М. 1880. Т. 1, 1-я половина тома. 2-е изд. М., 1902; Т. 1, 2-я половина тома. 2-е изд. М., 1904; Т. 2, 1-я половина тома. М. 1900; М., 1911. Т. 2, 2-я половина тома.

Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб, 2001.

Замалеев А. Ф.., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991.

Зеньковский  С.  Русское  старообрядчество:  Духовные  движения  XVII  в.  München,  1970.

Казакова  Н.А.,  Лурье  Я.С.  Антифеодальные  еретические  движения  на  Руси  XIV — начале  XVI века. М.-Л., 1955.

Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Л., 1960.

Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970.

Каптерев  Н. Ф. Патриарх  Никон  и  царь  Алексей  Михайлович.  Т. I-II. Сергиев  Посад,  1909 – 1912.

Карташев  А. В.  Очерки  по  истории  Русской  Церкви. Т. 1 2. (Париж, 1959).  Переизд.:  М., 1992.

Клибанов  А. И.  Реформационные  движения  в  России  в  XIV —  первой  половине XVI  вв.  М., 1960.

Ключевский  В.О.  Древнерусские  жития  святых  как  исторический  источник.  (М., 1871).  Репринт:  М., 1989.

Колобков В. А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия: Опричнина Ивана Грозного. СПб., 2004.

Кричевский Б. В. Митрополичья власть в средневековой Руси (XIV век). СПб., 2003.

Крушельницкая Е. В. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV – XVII вв. // Духовное, историческое и культурное наследие Кирилло-Белозерского монастыря:  К 600-летию основания. СПб., 1998. С. 60 – 72.

Кузьмин  А. Г.  Падение  Перуна:  Становление  христианства  на  Руси.  М., 1988.

Кучкин  В. А.  Сергий  Радонежский //  Вопросы истории. 1992.  №  10.

Кучкин  В. А. , Флоря  Б. Н.  О  профессиональном  уровне  книг  по  истории  русской  церкви  //   Вопросы  истории. 1988. №  11.  (Ответ  Н.С. Борисова  и   А.С. Хорошева:  Вопросы истории.  1989.  №  10).

Лавров А. С. Колдовство и религия в России. М., 2000.

Литаврин  Г. Г. К  вопросу  об  обстоятельствах,  месте  и  времени  крещения  княгини  Ольги  //  древнейшие  государства  на  территории  СССР. Материалы  и  исследования. 1985 г.  М., 1986.  С. 49 — 57.

Лурье  Я. С.  Две  истории  Руси  15  века.  СПб., 1994.  Гл.  2.

Лурье  Я. С.  Как  установилась  автокефалия  русской  церкви  в  ХV  в.?  //  Вспомогательные  исторические дисциплины.  Т. XXIII.  Л., 1991.  С. 181 — 196.

Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI вв. М.; Л., 1960.

Лурье Я. С. Русские современники возрождения. Л., 1988.

Макарий (Булгаков).  История  Русской  Церкви. 12   тт.  (1857 — 1882).  2-е  изд. :  СПб., 1881 — 1900.  (комментированное  переизд. —   1990-е  гг.)

Мейендорф  И.  Византия  и  Московская  Русь:  Очерк  истории  церковных  и  культурных  связей  в  XIV  в.  Париж,  1990.

Мильков В. В. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999.

Мусин А. Е. Miles Christi Древней Руси. Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб., 2005.

Мусин А. Е. Становление церкви на Руси в IX–XIV веке. Средневековая русская христианская культура: Историко-археологическое исследование. Lewiston, 2001.

Никольский  Н. К.  Кирилло-Белозерский  монастырь  и  его  устройство  до  второй  четверти XVII  в.  (1397 — 1625). Т. 1. Вып. 1-2.  Спб., 1897 – 1910.

Никольский  Н. К. Кирилло-Белозерский  монастырь  и  его  устройство  до  второй  четверти XVII  в.  (1397 — 1625). Т. 2. Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение / Подг. изд. З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, Т. И. Шаблова. СПб., 2006.

Никольский  Н.М.  История  русской  церкви  (1931).  Переизд.:  Минск,  1989.

Охотина  Н. А.  Русская  церковь  и  монгольское  завоевание  (XIII в.) //  Церковь, общество  и  государство  в  феодальной  России. Сб. статей.  М., 1990.  С. 67 — 84.

Павлов  А. С.  Исторический  очерк  секуляризации  церковных  земель  в  России.  Ч. I. Одесса,  1871.

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Плигузов  А. И., Хорошкевич  А. Л.  Русская  церковь  и  антиордынская  борьба  в  XIII — XV  вв.  //  Там  же. С. 84 — 102.

Плигузов А. И. Полемика в Русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.

Подскальски  Г.  Христианство  и  богословская  литература  в  Киевской  Руси, 988 — 1237.  /  Пер. с  нем.  СПб.,  1996.

Поппэ  А.  Политический  фон  крещения  Руси  (русско-византийские  отношения  в  986 — 989  годах)   //  Как  была  крещена  Русь. 2  изд.  М., 1990.

Приселков  М. Д.  Очерки  по  церковно-политической  истории  Киевской  Руси  X — XII вв.  СПб., 1913.

Приселков  М. Д.  Ханские  ярлыки  русским  митрополитам. Пг., 1916.

Прохоров  Г. М.  Повесть  о  Митяе.  Русь  и  Византия  в  эпоху  Куликовской  битвы.  Л., 1978.

Рапов  О. М.  Русская  церковь  в IX  —  первой  трети  XII  в.  Принятие  христианства.  М., 1988.

Рогов  А. И.  Народные  массы  и  религиозные  движения  в  России  второй  половины  XVII  в.  // Вопросы  истории.  1973. №  4.

Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003.

Румянцева  В. С.  Народное  антицерковное  движение  в  России  в  XVII  веке.  М., 1986.

Русское православие. Вехи истории / Отв. ред. А. И. Клибанов. М., 1988.

Рыбаков  Б. А.  Стригольники.  (Русские  гуманисты  XIV  столетия).  М., 1993.

Сахаров  А. М.  Религия  и  церковь // Очерки  русской  культуры  XVI  века. Ч. 2. М., 1977.

Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2008.

Синицина Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М., 1998.

Синицына  Е. В.  Автокефалия  русской  церкви  и  учреждение  Московского  патриархата  (1448 — 1589) //  Церковь, общество  и  государство  в  феодальной  России.  Сб.  статей.  М., 1990.  С. 126 — 151.

Скрынников  Р. Г.  Государство  и  церковь  на Руси  XIV — XVI  вв.  Новосибирск, 1991.

Смирнов  П. С. История  русского раскола  старообрядства. СПб., 1895.

Смирнов  П.С.  Внутренние  вопросы в  расколе  в  XVII  веке.  СПб.,  1898.

Соколов  Пл.  Русский  иерей  из  Византии  и  право  его  назначения  до  начала  XV в.  Киев, 1913.

Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI – XVII веках. М., 2002.

Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт XVII века // его же.  Избранные труды. Т. I. М., 1996. С. 477 – 519.

Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее  русское переосмысление). М., 1998.

Федотов  Г. П.  Святые  Древней  Руси  (1930). Переизд.:  М., 1990.

Федотов Г. П. Русская религиозность. Ч. 1. Христианство Киевской Руси. X – XIII вв. (=Собр. соч. в 12 т. Т. 10). М., 2001.

Федотов Г. П. Святой Филипп митрополит Московский. М., 1991.

Флоря  Б. Н.  Отношения  государства  и  церкви  у  восточных  и  западных  славян.  (Эпоха  средневековья).  М., 1992.

Флоря Б. Н. Государственная власть и формирование духовного сословия в средневековой России // Сословия и государственная власть в России. XV – середина XIX вв. Международная конференция – Чтения памяти акад. Л. В. Черепнина. М., 1994. Ч. 2. С. 158 – 164.

Фроянов  И. Я.  Начало  христианства  на  Руси  // Курбатов  Г.Л., Фролов  Э.Д.,  Фроянов  И.Я.   Христианство:  Античность. Византия. Древняя  Русь. Л., 1988.  С. 189 — 329.

Фроянов  И. Я.  Об  историческом  значении  “крещения  Руси” //  Генезис  и  развитие  феодализма  в  России. Проблемы  идеологии  и  культуры.  Л., 1987.  С. 30 — 58.

Хорошев  А. С. Политическая  история  русской  канонизации  (XI — XVI  вв.).  М., 1986.

Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе  Новгородской феодальной республики. М., 1980.

Штайндорф Л. Поминание усопших как общее наследие западного Средневековья и Древней Руси // «Сих же память пребывает вовеки» (Мемориальный аспект в культуре русского православия): Материалы науч. конф. СПб., 1997. С. 39 – 45.

Шульгин  В.С. Религия  и церковь  //  Очерки  русской  культуры  XVII  века. Ч. 2.  М., 1979.

Щапов  Я. Н.  Государство  и  церковь  Древней  Руси  X — XIII  вв.  М., 1989.

Щапов  Я. Н.  Древнерусские  княжеские  уставы  и  церковь  в  Древней  Руси  ХI — XIV  вв.  М., 1972.

Юшков  С.В. Очерки  из  истории  приходской  жизни  на  севере  России  в  XV — XVII  вв.   СПб., 1913.

Bushkovitch  P. Religion  and  Society  in  Russia:  The  Sixteenth  and  Seventeenth  Centuries.  N.Y. , Oxford,  1992.

Crummey  R.O. The  Old  Believers  and  the  World  of  Antichrist.  The  Vyg  Community  and  the  Russian    State  1694 — 1855.   Madison:  Univ.  of  Wisconsin  Press,  1970.

Gonneau  P.  La  maison  de  la  sainte  Trinité.  Paris,  1993.

Hoesch  E.  Orthodoxie  und  “Rechtglaeubigkeit”  im Moskauer  Russland  //  Geschichte  Altrusslands  in  der  Begriffswelt  ihrer  Quellen.  Stuttgart, 1986.  S. 50 – 69.

Michels G. B. At War with the Church: Religious Dissent in Seventeenth-Century Russia. Stanford UP, 1999.

Müller  L.  Die  Taufe  Russlands.  Die  Frühgeschichte  des  russischen  Christentums  bis   zum  Jahre  988.  München, 1987.

Poppe  A.  The  Rise  of  Christian  Russia.  London:  Variorum  Reprints, 1982.

Steindorff L.  Klöster als Zentren der Tötensorge in Altrussland // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Bd. 50. 1995. S. 337 – 354.

Steindorff L. Memoria in Altrußland: Untersuchungen zu den Formen christlicher Totensorge. Stuttgart, 1994. (См. также рец. Р.Г.Скрынникова и А.И.Алексеева на эту книгу // Отечественная история. 1997. № 2. С. 201 – 203).

Vodoff  V.  Naissance  de la chretienté russe. La  conversion  du  prince  Vladimir  de  Kiev  (988)  et  ses  сonsequences  (XI — XIII  siècles). Paris:  Fayard, 1988.