Костина Татьяна Владимировна

(род. 21 августа 1981 г., г. Казань)

1998–2003 – Казанский государственный университет, исторический факультет.
05.2003–03.2005 – библиотекарь Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского.
2003–2007 – аспирантура Казанского государственного университета, кафедра Отечественной истории до XX в.
2007 –защита кандидатской диссертации «Мир университетского профессора Казани. 1804-1863 гг.» (Казанский государственный университет).
11.2006–02.2011 – главный библиотекарь Библиотеки РАН (БАН).
03.2011–12.2018 – ст. науч. сотрудник Санкт-Петербургского филиала Архива РАН.
C 12.2018–12.2022 – науч. сотрудник Научно-исторического архива Санкт-Петербургского института истории РАН.

С 2013 – секретарь Семинара по истории высшей школы при Музейном комплексе СПбГУ.

Главы в коллективных работах:
• Профессора «старые» и «новые»: «антиколлегиальная» реформа С.С.Уварова // Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов / Ред. Е.А.Вишленкова и И.М.Савельева. М.: ИД НИУ Высшая школа экономики, 2013. С.212-238.
• Подготовка элит Российской Империи в учебных заведениях Академии наук (1726–1805) // Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и российского государства в XVIII — начале XX в. Очерки истории: в 2 кн. / сост. и отв. ред. д.и.н. И.В.Тункина. СПб.: «Реноме», 2016. Кн. I. C. 207-302.

Публикации:
• Письма М.С. Дринова В.П. Бузескулу (1904–1905 гг.) // Дриновський збірник. Дриновский сборник. Харків; Софія: Академ. вид-во ім. проф. М.Дринов, 2012. Т.5. С. 417-427 (в соавт. с В.Ю.Иващенко и С.И. Посоховым).
• Эпистолярное наследие российских востоковедов: Письма Мирзы А.К. Казем-Бека академику Х.Д. Френу (1831-1846) / Отв. ред. Р.М.Валеев, перевод с англ. Т.И.Зяппарова, М.В.Поникаровской, подгот. к изданию, введение, комментарии Р.М.Валеева, Т.И.Зяппарова, Т.В.Костиной, О.А. Кириковой; вступит. статьи И.Ф.Поповой, И.В.Тункиной, предисл. Н.Н.Дьякова. Казань, 2015. 249 с.
«Регламент Гимназии при Императорской академии наук в Санкт-Петербурге» Г.В.Крафта 1739 г. и его подготовка. // Проекты образовательных реформ первой половины XVIII в. / Сост. М.Лавринович, И.Федюкин. М., 2015. С. 219-263 (в соавт. с А.А.Костиным).
• Ученики Академической гимназии 1751–1765 гг. // XVIII век. 2017. № 29. С. 270-326.

Избранные статьи:
• «Праздное время»: реконструкция культурного контекста // Г.Р. Державин в новом тысячелетии: Материалы Международной научной конференции, посвященной 260-летию со дня рождения поэта и 200-летию со дня основания университета (Казань: 10-12 ноября 2003 г.). Казань, 2003. С. 5-7.
• П.С. Кондырев — «официальный поэт университета» // Там же. С. 82-84.
• Список опубликованных трудов Г.А.Князева (1887-1969 гг.) // Академический архив в прошлом и настоящем. Сборник научных статей к 280-летию Архива Российской академии наук. СПб.: Нестор-История, 2008. С. 90-104 (в соавт. с Н.М.Осиповой).
«Стихотворный сборник «Праздное время» (1798). К предыстории Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» // XVIII век. СПб.: Наука, 2008. Вып. 25. С. 175-205 (в соавт. с А.А.Костиным).
• Делопроизводство университета в исследованиях университетской повседневности первой половины XIX века // Архивы и историческая наука. Материалы международной межвузовской студенческой конференции 23 апреля 2008 года. СПб., 2009. С. 74-76.
Качество жизни университетского профессора первой половины XIX в. (по материалам Казанского университета) // Санкт-Петербургский университет в XVIII – ХХ вв.: Европейские традиции и Российский контекст. Материалы международной научной конференции 23-25 июня 2009 г. СПб., 2009. С. 57-73.
Сословная идентичность профессоров Казанского университета в первой половине XIX века // «Быть русским по духу и европейцем по образованию»: Университеты Российской Империи в образовательном пространстве Центральной и Восточной Европы XVIII — начала XX вв. М.: РОССПЭН, 2009. С. 128-138.
• Академик С.Я. Румовский и Казанский университет: историографический контекст // Академия наук в истории культуры России XVIII-XX веков / Отв. ред. Ж.И.Алфёров. СПб.: Наука, 2010. С. 81-101.
О кризисе преподавания статистики в Казанском университете первой четверти XIX века: разрыв между желаемым и возможным в педагогической практике профессора П.С. Кондырева // Полиэтничность России в контексте исторического дискурса и образовательных практик XIX-XXI вв.: сб. статей всероссийской научной конференции (III Арсентьевские чтения). Чебоксары, 2010. С. 235-248.
• Воспитанники Санкт-Петербургского университета в Дерптском профессорском институте // Петербургские исследования. Вып. 3. СПб., 2012. С. 221-230.
• Пересмотр кадрового состава русских университетов в 1835-1837 годах // Уроки истории – уроки историка. Сборник статей к 80-летию Ю.Д.Марголиса (1930–1996) / Сост. Т.Н.Жуковская, отв. ред. А.Ю.Дворниченко. СПб.: Нестор-история, 2012. С. 234-242.
• Г.Р.Державин – «посмертный» член Казанского общества любителей отечественной словесности // «Беседа любителей русского слова»: 200 лет / Отв. ред. Н.П.Морозова. СПб., 2013. С. 84-91.
• О проекте издания дневников Ф.П.Литке: 1817-1861 гг. // Династия Романовых: 400 лет в истории России: материалы Международной научной конференции/ под ред. В.М. Доброштана, С.И.Бугашева, А.С.Минина. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013. С. 161-167 (в соавт. с Б.Н. Комиссаровым).
Пространство Академических гимназии и университета: материалы к истории. 1724-1805 гг. // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 6-15.
• Иностранные профессора Казанского университета 1830-х — 1850-х гг. // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2014. № 3/4. С. 108-117 (в соавт. с. А.А.Костиным).
О документальном наследии Е.Г.Боброва в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН (к 50-летию завершения «Флоры СССР») // ИБИ. 2014. Т. 6. № 3. С. 72-85.
• Европейский быт в губернском городе (немецкие профессора в Казани в первой четверти ХIХ века) / Немцы в России. Немецкий мир Санкт-Петербурга. Сб. статей. Отв. ред. Д.Дальманн, Г.Смагина. СПб., 2015. С. 400-410.
К вопросу о кадровой политике министра народного просвещения С.С.Уварова: случай О.М. Бодянского и В.И. Григоровича // В.И. Григорович и развитие славяноведения в России: Материалы «круглого стола» с международным участием, посвященного 200-летию со дня рождения ученого». Казань, 10 апреля 2015 г. / сост. и отв. ред. Г.П.Мягков, Е.А.Чиглинцев. Казань, 2015. С. 27-37.
Growth or stagnation? Historical dynamics of the growth patterns of Dorpat University (1803–1884) // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2016. Вып. 3. С. 31-45 (co-auth. A.V.Kouprianov).
К вопросу о численности и статусе первых академических студентов в Петербурге (1725–1732 гг.) // Вестник ПСТГУ. 2016. № 1(68). С. 32-44.
Отделение для малолетних гимназистов в Академии наук и идеи И.И.Бецкого // Россия и западноевропейское Просвещение. Сборник научных трудов / Отв. ред. Н.П.Копанева. СПб., 2016. С. 93-99.
«Много церквей, он стоит на возвышении» (Свияжск на рисунках братьев Чернецовых) // Эхо веков. 2017. № 1/2 (86/87). С. 281-288.
Кадровая политика попечителей Казанского учебного округа и динамика возрастного состава профессоров Казанского университета в 1804–1884 гг. // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 159. Кн. 4. С. 925-941 (в соавт. с А.В. Куприяновым).
• Как университеты Российской империи 20 лет жили по разным законам, или о потерянном чиновниками Министерства народного просвещения постановлении // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8. № 3. С. 50-58.
Учебные заведения Петербургской академии наук как социальный лифт: карьерные стратегии детей служащих Академии (1725-1766 гг.) // КЛИО. 2017. № 10 (130). С. 14-26.
• The concept of staff rotation in Russian universities in 1827–1837: Sergei Uvarov’s reform and its short- and long-term consequences // Historiae Scientiarum Baltica 2017. Abstracts of the XXVIII International Baltic Conference on the History of Science. Tartu, 2017. С. 25-26.
• Носили ли профессора дореформенных университетов мундиры? // Парадигма: Философско-культурологический альманах. 2018. № 28. С. 63-70.
• Семинару по истории высшей школы в Санкт-Петербурге – 15 лет // Высшее образование в России. 2018. № 8/9. С. 159-168.
Учебные заведения Академии наук: вопросы историографии и источниковедения // Память о прошлом – 2018. VII историко-архивный форум, посвященный 100-летию государственной архивной службы России (Самара, 15–17 мая 2018 г.) : сборник статей / сост.: О.Н.Солдатова (отв. сост.), Г.С.Пашковская. Самара: РГА в г. Самаре, 2018. С. 325-332.
Учебные книги в гимназии Академии наук 1730-х гг. // Детские чтения. 2018. № 1. С. 195-220 (в соавт. с О.А.Кириковой).
Parrot’s Projects of Rotating the Staff of Russian Universities, Sergei Uvarov’s Reform and its Short- and Long-Term Consequences // Acta Baltica Historiae et Philosophiae Scientarum. Autumn 2018. Vol. 6. № 2. S. 154-160.
Когда и куда «пропал» Академический университет: реформа учебных заведений Академии наук 1765-1770 гг. // Мавродинские чтения 2018: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина / Под ред. А.Ю.Дворниченко. СПб.: Нестор-история, 2018. C. 510-513.
«Русский автор» в 1739 году: Г. З. Байер, И. И. Тауберт и формирование русского школьного канона // Slověne = Словѣне. 2019. № 2. С. 163-197. (В соавт. с А.А.Костиным)
«Медицынской факультет совершенно из втораго класса… сочинен быть может»: преподавание медицины в Петербургской академии наук в 1726–1732 гг. // Петр I, Санкт-Петербург и Российская империя. СПб., 2019. С. 307-333 (Труды СПБИИ РАН; вып. 5(21))
«О Академии ученья языкам»: преподавание и изучение языков в Академической гимназии 1726–1727 гг. // Труды Государственного Эрмитажа. [Т.] 101 : Петровское время в лицах – 2019: материалы научной конференции / Государственный Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. С. 191-197.
• Иванов Иван Иванович // Ученые – фондообразователи Санкт-Петербургского филиала Архива Российской Академии наук. Краткий биографический справочник: Г-И /Науч. ред. и сост. Е.Ю. Басаргина, И.В. Тункина. СПб.: «Реноме», 2019. С. 191-194.
Альтернатива университету: Академическое училище В.Г. Орлова (1770) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25, № 2. С. 44–55.
Грамматические учебники в Гимназии Петербургской академии наук: прагматика выбора и создания // Ученые записки НовГУ. 2020. № 5(30). С. 10
• Предложение Г. Ф. В. Юнкера «касательно введения одинаковых книг во всех школах Российской империи» (1735): к предыстории школьных реформ в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58: июль, август, сентябрь. С. 84-106. (совм. с О.А.Кириковой).
Grammar in language learning in Russia (in the 18th c.) // The History of Grammar in Foreign Language Teaching / Ed. Simon Coffey. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2021. P. 133-154. (Ekaterina Kislova, Tatiana Kostina and Vladislav Rjéoutski)
• «Diarium» И.В. Пауса за 1705–1706 гг.: новый источник по истории педагогики в России // Дети и детство в истории культуры: Современные междисциплинарные исследования. Материалы Всероссийской научной онлайн-конференции памяти Виталия Григорьевича Безрогова. Под общей редакцией Е.Ю. Ромашиной. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2021. С. 74-81.
Кто и кому преподавал языки в частных пансионах Петербурга в XVIII веке? // Study Group on Eighteenth-Century Russia Newsletter (New Series). 2021. Volume 7 (2020-21) (совм. с В.С.Ржеуцким).
Иностранные языки в России XVIII в. // Вивлioѳика: E-Journal of Eighteenth-Century Russian Studies, Vol. 9 (2021)

Научно-справочные и энциклопедические издания:
• Иностранные профессора российских университетов (вторая половина XVIII — первая треть XIX в.). Биографический словарь / под общ. ред. А.Ю.Андреева; сост. А.М.Феофанов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. / 27 статей в соавт. с А.А.Костиным + 5 статей в соавт. с А.М.Феофановым.
Новая иллюстрированная электронная энциклопедия немцев России(НИЭЭНР). 12 статей.
• Во главе Университета: биографические очерки о ректорах и руководителях Санкт-Петербургского университета. Вып. I. 1724 – 1818. / Отв. ред. И.Л. Тихонов; сост. Т.Н. Жуковская, И.Л. Тихонов, Т.В. Костина. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021. 222 с. 

Автор более 60 научных работ. Научные интересы: отечественная история XVIII – XIX вв., история образования, история науки, источниковедение, архивное дело.

Яндекс.Метрика