Выживание и человечность

Выживание и человечность

Онлайн-обсуждение монографии «Страдание и выживание в период войны: жизнь людей в условиях блокады Ленинграда, 1941-1944» (изд-во Оксфордского университета, 2021) известного социолога, профессора университета Ричмонда и СПбГУ Джеффри Хасса прошло 11 апреля 2022 г. в рамках совместного семинара лаборатории «История блокады Ленинграда» СПбИИ РАН и Отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда – Институт истории обороны и блокады Ленинграда.


Доктор Джефри Хасс занимается изучением самых разных аспектов истории блокады Ленинграда. В своей новой книге, опираясь на дневники, воспоминания, интервью, сводки правоохранительных органов и другие официальные источники, он пытается проанализировать различные типы поведения ленинградцев в условиях войны, голода и чрезвычайной неопределенности.

По признанию автора, монография носит междисциплинарный характер: с одной стороны,  ее можно рассматривать как социологическую работу, с другой, — как историческую. Но в книге нет исчерпывающих ответов, а, скорее, предлагается постановка множества по-новому сформулированных вопросов, которые можно разделить на четыре основных темы:

1. Сознательный выбор стратегии выживания, тип поведения: какой выбор делает человек, находящийся в экстремальных условиях, «зажатый в угол»? Ведет ли он себя исключительно рационально   как homo economicus или же как «человек культурный, цивилизованный» и почему? Что на этот выбор влияет? Какую роль играют привычки, навыки, мировоззрение?

2. Голоса и опыт ленинградцев: что горожане думали и как себя вели? В центре внимания — опыт индивидуального и социального выживания. Как выживает система в своих социальных, культурных, структурных связях?

3. Влияние войны на большевизм, на его политическую культуру, на власть, на авторитет власти и т.д.

4. Системный коллапс: как и когда структуры или выживают, или рушатся?

Дж. Хасс подчеркнул, что основная задача книги — это попытка объяснить, почему во время блокады люди из разных слоев общества, разного социального статуса, образования, семейного положения, даже района проживания и т.д., принимали именно те, а не иные решения, каково было их отношение к самому факту вынужденного выживания, к голоду, к еде, к смерти и страданию, к близким и к «другим» и т.д.

«Наверное, главные урок блокады состоит в том, что выживание – это противоречие между желанием физического сохранения своей жизни и эмоциональными и моральными требованиями сохранения своей человечности», — завершил представление новой книги доктор Дж.Хасс.

Во второй части семинара автор ответил на многочисленные вопросы российских коллег.

Comments are closed.

Яндекс.Метрика