Богаевский Борис Леонидович

%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%b0%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9

 

 

(18 марта 1882 г., Петербург – весна 1942 г., Ленинград)

 

Борис Леонидович Богаевский родился 18 марта 1882 г. в Петербурге в дворянской семье. Его отец, Леонид Григорьевич Богаевский (1858—1911), действительный статский советник, был профессором Петербургского Технологического института, деканом химического отделения. В семье было трое детей.

С 1894 по 1902 г. Б.Л. обучался в 10-й классической гимназии. В этом же году поступил на классическое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. По окончании в 1907 г. Университета с дипломом 1-й степени оставлен для подготовки к профессорскому званию. В октябре того же года Б.Л. был командирован за границу, где в течение трех лет посещал лекции ведущих антиковедов в университетах Германии, Италии, Греции, собирал материал для магистерской диссертации. Первые научные работы Б.Л., статьи и очерки по истории Древней Греции, появились в 1907 г. в Журнале Министерства народного просвещения.

По возвращении в Россию с 1911 г. Б.Л. начал преподавать историю Востока, Греции, античного искусства в высших и средних учебных заведениях Петербурга: на Высших женских курсах П.С.Лесгафта, в Психоневрологическом институте, в частной гимназии М.Н.Стоюниной. С 1916 г. — приват-доцента Петербургского университета.

Первый том его монографии «Земледельческая религия Афин» вышел в Записках Историко-филологического факультета Петербургского университета в 1916 г. В этом же году Б.Л. защитил эту работу в качестве магистерской диссертации.

В октябре 1916 г. Б.Л. направлен преподавателем Отделения Петербургского университета в Пермь, в котором преподавал латинский язык, читал лекции по истории античного искусства, теории искусства, общий курс по истории Древней Греции. С июля 1917 г. Б.Л. — ординарный профессор кафедры классической филологии в Пермском университете. В октябре 1917 г. был избран деканом историко-филологического факультета. При нем факультет стал одним из ведущих центров антиковедения в России. Из частных коллекций, подаренных университету, Б.Л. организовал «музей древностей».

Летом 1919 г. Б.Л. переехал в Томск, где с октября того же года стал читать лекции на историко-филологическом факультете Томского университета. В Томском университете он работал до 1922 г., занимая последовательно должности: приват-доцента при кафедре классической филологии историко-филологического факультета, профессора кафедры истории античного мира этнолого-лингвистического отделения факультета общественных наук (ФОН), ректора университета (январь 1921—июнь 1922).

В 1922 г. после закрытия ФОН Б.Л. возвращается в Петроград и продолжает преподавательскую деятельность: профессор и зав. кафедрой материальной культуры Петроградского университета, с 1931 г. — профессор, зав. кафедрой и кабинетом истории материальной культуры дофеодального периода Ленинградского государственного историко-лингвистического института, с 1935 г. — профессор Всероссийской Академии художеств. В 1922 г. избран действительным членом Государственной Академии истории материальной культуры (ГАИМК).

15 октября 1934 г. по представлению Квалификационной комиссии по Отделению общественных наук Президиум АН СССР присудил Б.Л. ученую степень доктора истории без защиты диссертации.

После реорганизации ГАИМК, 1 мая 1936 г. Б.Л. был переведен в Ленинградское отделение Института истории АН СССР (ЛОИИ) на должность старшего научного сотрудника. В автобиографии, сохранившейся в личном деле, Б.Л. отмечал: «За время моей деятельности я, кроме чтения лекций, ведения занятий и руководства аспирантами, напечатал свыше 70 печатных работ, в том числе книги». Основные труды Б.Л. посвящены истории доклассового и античного общества, хозяйству Древней Греции, эгейской и трипольской культурам.

В ЛОИИ Б.Л. работал в течение 2-х лет. Он принял участие в коллективной работе по подготовке многотомной «Истории Древнего мира», в частности написал вторую и третью главы 2-го тома «История Древней Греции» (Ч. 1. М., 1936).
15 апреля 1938 г. Борис Леонидович был переведен из штатных сотрудников ЛОИИ на работу по договору.

Борис Леонидович Богаевский скончался весной 1942 г. в блокадном Ленинграде.

Научные работы:

• Очерк земледелия Афин. Пг.,1915. 137 с.
• Земледельческая религия Афин. Пг.,1916. Т. 1. 241 с. (Записки Историко-филологического факультета императорского Петроградского университета, т. 130).
• Крит и Микены. (Эгейская культура). М.; Л., 1924. 256 с.
• Техника первобытно-коммунистического общества. М., Л., 1936. 635 с. (Труды Института истории науки и техники, сер. 4. Вып. 1. История техники, т. 1, ч. 1).
• Орудия производства и домашние животные Триполья. Л., 1937. 309 с.

Избранные статьи:

• Обряды, связанные с горшками в богослужениях арвальских братьев // Журнал Министерства народного просвещения (ЖМНП). 1907, окт., отд. 5. С. 466—481.
• Яблок садовой // ЖМНП. 1911, окт., отд. 5. С. 451—471.
• По заветам отцов // ЖМНП. 1912, сент., отд. 5. С. 379—411.
Земля и почва в представлениях древней Греции // ЖМНП. 1912, янв., отд. 5. С. 1—26.
• Колосья волос // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. 17. 1912, кн. 3.
• Новое минойское кольцо с изображением культового танца // • Записки Классического отделения Русского археологического общества. Т. 7. 1913. С. 52—77.
• Очерк истории афинской равнины // ЖМНП. 1915, март, отд. 5. С. 105—125.
• Лукиан, его жизнь и произведения // Лукиан. Сочинения. Т. 1. М., 1915. С. VIII—XLIV.
• Негр и новые проблемы африканистики // Новый Восток. 1924. № 6. С. 376—391.
• Ритуальный жест и общество древнего мира // Религия и общество. Л., 1926. С. 83—102.
• Об одной земледельческой пословице у Теофраста // Сборник статей в честь С.А.Жебелева. 1926. С. 568—577.
• Атлантида и Атлантская культура // Новый Восток. 1927. № 15.
• Доистория и этнология в работах проф. Менгина // Человек. 1928. № 2-4.
• Гомер и яфетическая теория // Язык и литература. Л., 1929. Т. 4. С. 1—20.
• Древнеминойский период на Крите в системе культур IV—III тысячелетия до н.э. // Сибирская Академия истории материальной культуры (САИМК). 2. 1929. С. 27—59.
• Мужское божество на Крите // Яфетический сборник Л., 1930. Т. 6. С. 165—204.
• Раковины в расписной керамике Китая, Крита и Триполья. Л., 1931. 101 с. (Известия ГАИМКА. Т. 6, вып. 8—9).
• Гончарные божества Минойского Крита. Л., 1931. 30 с. (Известия ГАИМК. Т. 7, вып. 9).
• Изображение лошади в позднеродовом обществе Днестро-Днепропетровского района // Сообщения ГАИМКА. 1931. № 1. С. 20—26.
• Черниговская ковганка // Там же. № 2. С. 12—14.
К вопросу о матриархате // Там же. № 1. С. 34—37.
• Археология на службе у японского империализма // Там же. 1932. № 5-6. С. 7—20.
• «Кольцо Миноса» из Кноса // Сообщения ГАИМК. 1932. № 7—8. С. 61—66
• Из новейшей литературы по истории техники доклассового и раннеклассового общества. Олово в Средиземном море // Архив истории науки и техники. 1933. Вып. 1. С. 205—210. Труды Института истории науки и техники АН СССР. Сер. 1).
• Первобытно-коммунистический способ производства на Крите и в Микенах // Памяти Карла Маркса. Сб. к 50-летию со дня смерти. Л., 1933. С. 675—730.
• Этруски в работах Н.Я.Марра // Из истории докапиталистических формаций. Сб. статей к 45-летию научной деятельности Н.Я.Марра. М.; Л., 1933. С. 233—250.
• Минотавр и Пасифая на Крите в свете этнографических данных // С.Ф.Ольденбургу, к 50-летию научно-общественной деятельности. Сб. статей. Л., 1934. С. 95—113.
• Современное состояние изучения Эгейской культуры на Западе и в Америке и наши исследовательские задачи // Из истории античного общества. Л., 1934. (Известия ГАИМК, вып. 101). С. 7—74.
• Доисторическая Греция // Проблемы истории докапиталистических обществ. Л., 1934. № 11—12. С. 160—180.
• Лукиан. Собрание сочинений: В 2-тт. / Перевод под ред. и комментарии Б.Л.Богаевского. М.; Л., 1935. Т. 1. 738 с.
• Лукиан из Самосаты // Там же. С. IX—XXXVII.
• Природа восточного средиземноморья // История Древней Греции. Ч. 1. гл. 2. М., 1936. С. 35—49. (История древнего мира. Т. 2).
• Крито-микенская эпоха // Там же. Гл. 3. С. 50—94. (История древнего мира. Т. 2).
• Энгельс и проблема металлургии в восточном Средиземноморье во II тысячелетии до н.э. // К 40-летию со дня смерти Фридриха Энгельса. М.; Л., 1936. (История техники. Вып. 5). С. 108—138.
• Энгельс о происхождении греческого рода // Вопросы истории доклассового общества. Сб. статей к 50-летию книги Ф.Энгельса «Происхождение семьи…». М.; Л., 1936. С. 577—618.
• Эгейская культура и фашистская фальсификация истории // Против фашистской фальсификации истории. М.; Л. 1939. С. 35—82.
• Мальти-Дорион. (Поселение Эгейского периода в Западной Мессени) // ВДИ. 1939. № 4. С. 125—133.

Литература
• Большая советская энциклопедия. 2-е изд. 1950. Т. 5. С. 337.
• Научные работники Ленинграда. Л., 1934. Ч. 5. С. 38, № 431.
• Профессора Томского университета: Биографический словарь / С.Ф. Фоминых, С.А. Некрылов, Л.Л. Берцун, А.В. Литвинов. Томск, 1998. Т. 2.
• Профессора Пермского государственного университета: (1916 – 2001). Пермь., 2001. С. 17.

Биографические сведения даны по материалам: СПФ АРАН. Ф. 133. Оп. 3. Д.1.

М.Н.Румынская

Яндекс.Метрика