Гордиенко Эллиса Алексеевна

gordienko(род. 14 июня 1941 г. ст. Бада Читинской обл.)

1960—1965 — Московский государственный университет, исторический факультет, кафедра истории и теории искусства.
08.1965—1979 — Новгородский музей- заповедник: науч. сотр.; 1967 — зав. отделом изобразительного искусства.
06.1979— по настоящее время — Санкт- Петербургский институт истории РАН (ЛОИИ АН СССР): мл. науч. сотрудник Новгородского сектора; 07.1986 — науч. сотрудник отдела истории Новгорода; 01.1988 — ст. науч. сотрудник; 10.1994 — 12.2017 — вед. науч. сотрудник Новгородской группы СПбИИ РАН.

1978 — защита кандидатской диссертации «Новгородская станковая живопись XI—XV вв. в собрании Новгородского музея заповедника», МГУ.
1993 — защита докторской диссертации «Новгород в XVI веке и его духовная жизнь», ЛОИИ АН СССР.

с 1993 — зам. ответственного редактора «Новгородского исторического сборника».

Монографии:
• Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб. 2001;
• Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний в житии и мистериях. XII—XVI века. СПб., 2010.

Коллективные труды:
• Миниатюра и текст: К истории Следованной Псалтири из собрания Российской Национальной библиотеки F.I.738. (СПб., 2011). Совм. С. А. Семячко, М.А.Шибаевым.

Альбомы
• Новгород. Музей. Вступит. статья, комментарий. М., 1974;
• Великий Новгород. Изд. «Интербук-Бизнес». М., 2005;
• Новгород Великий. Изд. «Северный паломник». М., 2005.

Избранные статьи:
• Росписи 1125 г. в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник. 1974. М., 1975;
• История образования и изучения новгородского собрания икон // Музей: Художественные собрания СССР. М., 1980. Вып. 1;
• «Покров» в новгородском изобразительном искусстве: Источники образования типа // Древний Новгород. История. Искусство. Археология. М., 1983;
• Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам) // НИС. Л., 1984. Вып. 2(12);
• A Silver Case of the Icon of St. Peter and Paul and Especial Features of the Novgorodian Liturgy in the Twelfth Century // Acts XVIIIth  International Congress of Byzantine Studies. Selected Papers. Byzantine Studies Press. 1996;
• Декоративный стиль новгородской живописи середины—второй половины XVI века и икона Николы из Боровичей» // Никодим Павлович Кондаков. 1844 – 1925: Личность, научное наследие, архив. Palace Editions. 2001;
• Von der Sophienkathedrale bis zum Erzbischöftlichen Palast: Kirche und geistiges Leben in Novgorod vom 11.—15. Jh. // Novgorod: Das mittelalterliche Zentrum und sein Umland im Norden Russlands / Hg. . von M. Müller-Wille, V. L. Janin, E. N. Nosov und E. A. Rybina. Wacholtz Verlag, 2001;
• Часовня Гроба Господня в Софийском соборе» // НИС. СПб. Вып. 9 (19). 2003;
• Новгород и Готланд. Церкви Кэллунги и Гарды в системе русской, византийской и западноевропейской монументальной живописи» // ВВ. М., 2003. Т. 62 (87);
• Статьи для энциклопедического словаря «Новгород Великий. История и культура IX—XVII веков». СПб, 2007;
• К истории изучения новгородской ереси кона XV—начала XVI вв. // Юбилейный сборник к 80-летию В.Л.Янина. СПб., 2009;
• Вступительные статьи для Каталога выставки «Святая Русь», посвященной году России во Франции. Париж-Лувр, 2010;
• Культ святых целителей в Новгороде. XI—XIII вв. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. М., 2010. № 1 (39);
• Большая палата архиепископа Евфимия II: Место, время и значение здания в истории древнего Новгорода // Чело. Альманах. Специальный выпуск: 1150 лет Российской государственности. 2011. № 2 (51);
• Новгородские свинцовые вислые печати как памятники изобразительного искусства XII в. // Труды Государственного Эрмитажа. Т. LXX. СПб., 2014;
• Архитектура Новгорода середины XVI века: Самостоятельный путь развития в системе становления Русского государства // Формирование единого Русского государства: История и современность: Русский путь. Сб. научных трудов. СПб., 2014. С.203–216;
• Икона Апостолы Петр и Павел» в собрании Новгородского музея-заповедника // Труды Государственного Эрмитажа: Византия в контексте мировой культуры : материалы конференции, посвященной А.В. Банк (1906-1984). Вып. LXXIV. СПб., 2015. С. 290–307;
• Богослужебные особенности росписей Мистры XIV–XV вв. // Spicilegium Byzantino-Rossicum : сборник статей к 80-летию члена-корреспондента РАН И.П.Медведева. СПб., 2015. С. 111–130.
• Новгородская секция Санкт-Петербургского института истории РАН и Новгородский исторический сборник // Труды Санкт-Петербургского института истории РАН. Вып. 2 (18). СПб., 2016. С. 3–84.
• Где был Поромонь двор? // Вспомогательные исторические дисциплины». СПб., 2016. Вып. 35. С. 11–95.
• Мастера и заказчики серебряных окладов к иконам XII века // Труды Государственного Эрмитажа. Византия в контексте мировой культуры. Материалы конференции, посвящённой памяти Алисы Владимировны Банк (1906-1984).Т. LXXХIХ. 2017. С. 40–54.
• Хоры, нартексы, крещальни и приделы в системе богослужения и обиходе православного храма // Древняя Русь : Вопросы медиевистики. № 2 (68). Июнь 2017. С. 111–121.
Новгородское храмовое зодчество конца XI- начала XII в. в контексте социальных отношений // Петербургский исторический журнал : Исследования по российской и всеобщей истории. № 1 (13) 2017. С. 8-32, 1 п.л; № 2 (14) 2017. С. 7–29

Публикации источников:
• Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII—начала XIX века. М., 1988; Вып. 2, 3. Новгород, 1993. Совм. с Г.К.Маркиной;
• Описи вотчинам новгородского архиерея и церковной утвари. 1763 г. // НИС. СПб., 1995. Вып. 5 (15). Комментарий;
• Описи Спасо-Нередицкого монастыря XVIII–XIX вв. // НИС. СПб. 2000. Вып. 8 (18);
• Описи имущества Софийского собора 1833 г. // НИС. СПб. 2003. Вып. 9 (19)

Каталоги:
• Живопись Великого Новгорода. XV век. (М., 1982). Совм. с Э.С.Смирновой, В.К.Лауриной;
• Византия, Балканы, Русь: Иконы конца XIII–первой половины XV века. Каталог выставки. М.,
1991;
• Catalogue de l’exposition «Sainte Russie. L’art russe des origints à Pierre le Grand». Paris, musée du Louvre, 5 mars-24 mai 2010

Научно-популярные книги:
• Владычная палата Новгородского кремля. (Л., 1993)

Автор более 90 научных работ и работ по искусствоведению. Высококвалифицированный специалист по истории древнерусского искусства. Особенностью творческого метода автора является изучение культуры в единстве с историей общественных отношений.

Награды:
2001 — диплом Ассоциации издателей «Лучшие книги года» за монографию «Новгород в XVI веке и его духовная жизнь»